Способы контроля тяжения тросов, проводов, оттяжек
Контроль тяжения тросов, проводов включает в себя визуальное и инструментальное обследование. Контроль тяжения тросов, оттяжек необходим во избежание обрыва оттяжек и падения опор ВЛ.
Существует множество воздушных линий электропередачи выполненных на опорах с оттяжками. Опоры этого типа могут быть одностоечными и двухстоечными с количеством оттяжек от двух до шести. Пример исполнения опоры на оттяжках приведен на Рис.1.
Стойки опор на оттяжках, в отличии от свободностоящих опор, испытывают не изгибающие, а сжимающие усилия, оттяжки в таких опорах воспринимают растягивающие усилия. Характер нагрузок, воздействующих на стойки опор на оттяжках, позволяет использовать облегченные стойки. Размер сечения для стоек опор этого типа определяется из соображений общей устойчивости конструкций. Закрепление оттяжек выполняется при помощи анкерных плит, винтовых якорей или свай.
Преимуществом стальных опор на оттяжках является их малый вес, малый поперечный размер секций и простота технологического процесса по их изготовлению. При всех своих достоинствах такие опоры требуют своевременного и достоверного контроля за состоянием оттяжек, который включает в себя визуальное и инструментальное обследование.
Допускается уменьшение площади поперечного сечения троса оттяжки:
при коррозионном износе до 10%; при обрыве отдельных проволок до 10% - с условием закрепления оборванных проволок бандажом; при обрыве проволок до 20% - при условии установки ремонтных зажимов, монтируемых методом опрессования.Фактическая прочность оттяжек может быть определена по формуле:
Р факт. = Р раз.* Sфакт. Sпр. и Τмах ≤ Р факт2 , где Р факт – фактическое разрывное усилие троса; Р раз – проектное разрывное усилие троса; Sфакт. ,Sпр – фактическая и проектная площадь сечения троса; Τмах – максимальное тяжение в оттяжке.Тяжение в тросовых оттяжках опор при скорости ветра до 8 мс и отклонении опор в пределах допусков должно соответствовать проекту и составлять при подвешенных проводах и грозозащитных тросах в пределах 20-50 кН. При ослаблении тяжения происходит соударение скрученных между собой тросов вследствие знакопеременных нагрузок (вибрация, пляска), что приводит к обрыву оттяжек и падению опор ВЛ. Поэтому необходимо постоянно контролировать тяжение оттяжек.